Как нарисовать тундру карандашами и акварельными красками: фото эскизов для срисовки и поэтапная инструкция по созданию пейзажа
Круглогодичная мерзлота не мешает путешественникам и романтикам посещать тундру. Еще бы! Столь дивный край славится не только экстремальной погодой, но также полярным сиянием, горными горизонтами и своеобразным этносом.
Неспроста среди зимних пейзажей встречается так много работ, посвященных тундре. Неравнодушные к живописи люди могут не посещать северную окраину. Однако нарисовать ее они обязательно должны!
Создание рисунка карандашом и акварельными красками
Прежде чем рисовать тундру, надо определиться с расходными материалами. Новичок может сразу отказаться от профессиональных масляных красок, которые дорого стоят и наносятся согласно разным правилам.
А вот цветные карандаши и акварель только приветствуются:
- Цветные карандаши – дешево обходятся, долго расходуются, стираются ластиком, наносятся на акварельную бумагу;
- Акварельные краски – самые доступные в своем роде, создают относительно яркие и долговечные сюжеты, растворяются в воде, наносятся на акварельную бумагу кистями «колонок» и «белила».
Практичность цветных карандашей позволяет спокойно и быстро развить моторику рук с глазомером. Акварельные краски вдохновляют своим естеством и при этом обходятся дешевле, чем гуашь и масло.
Единственный минус акварели – быстрое высыхание. Поэтому в процессе нанесения тематической краски придется сосредоточиться.
Простой рисунок тундры
При обзоре детских рисунков взрослые понимают, что детвора не боится ошибок, вопреки малым знаниям. В итоге готовые детские пейзажи получаются обаятельными и даже искусными.
Что же мешает взрослым новичкам последовать примеру будущего поколения? Тем более что рисовать тундру карандашами не так сложно, как красками.
Сначала на листе рисуется эскиз:
- Фон – в равномерном соотношении делится на небосвод, горизонт, отдаленный и передний края;
- Небосвод – дополняется вытянутыми овалами, которые после раскрашивания станут облаками;
- Горизонт – заполняется конусами для имитации гор или хвойного леса;
- Отдаленный край – заполняется группой елок или двумя-тремя голыми деревьями;
- Ближний край – дополняется оленем, который станет фокусом притяжения.
Неважно, насколько реалистичен каждый объект, в том числе рогатое животное. Важно, что тематические фрагменты соблюдены и готовы к раскраске. Снег затеняется оттенками синего и голубого, после чего в ход идет белый карандаш.
Для горизонта и небосвода используются оттенки красного, фиолетового и синего цветов. Деревья разукрашиваются в белый или зеленый цвета – для вечернего или дневного времени суток соответственно. Олень хорошо смотрится в коричневых и серых тонах.
Полярное сияние тундры (пошагово)
Ночью тундра смотрится очень эффектно, даже если по ее снегу не гуляют олени, а вдали нет гор и леса. Все дело в том, что над бледной пустыней может сиять полярное сияние.
Рисовать его очень просто:
- Сначала от верхнего края листа до самого горизонта проводятся две-три волнистые полосы, которые по мере приближения к горизонту сужаются;
- Далее надо последовательно закрасить полосы желтым и зеленым карандашами или красками (смешивание цветов в разных местах только приветствуется);
- Следующий шаг – нанесение на остальной фон светлых и темных оттенков синего цвета (на стыке фона с полярным сиянием наносить оттенки синего необходимо волнами, чтобы небосвод получился динамичным);
- Далее «ядовитые языки» дополняются тонкими синими штрихами, чтобы создавалось впечатление реализма (полярное сияние должно гулять по небосводу, а не наоборот).
Тематический эффект всегда делает пейзаж тундры волшебным. Но кроме полярного сияния можно нарисовать сотни звезд, луну или закат.
Рисуем животных в тундре (мастер-класс)
Никто не знает, настигла бы известность врасплох Айвазовского и Шишкина, если бы в их пейзажах отсутствовали парусники и животные. Разве что Левитан пренебрегал фокусами притяжения.
Этот пробел с лихвой компенсировался восхитительной детализацией небосвода и леса. Начинающий художник не может сразу нарисовать реалистичную тундру.
Поэтому ему приходится дополнять ее окрестности следующими героями:
- Олень или лось – прорисовывается из горизонтального овала, небольшой вертикальной полосы, маленького овала, четырех черточек и двух небольших дуг (у лося дуги/рога должны быть жирными);
- Песец, волк, лиса – состоят из горизонтального овала, маленького конуса с двумя черточками, четырех разведенных черточек, широкого крюка (окрас создает отличие между представленными хищниками);
- Белый медведь – прорисовывается из большого горизонтального конуса в виде капли и четырех коротких разведенных полос;
- Птица – представляет собой жирный знак «галка», который удачно завершает небосвод;
- Местный житель – фигура из круга, овала и четырех согнутых или прямых черточек.
Красиво нарисовать животное или птицу с первого раза получается только у талантливых людей. Но даже они должны совершенствовать мастерство, обращая внимание на быт северных обитателей. К примеру, олени могут везти повозку, медведь – ловить рыбу на побережье озера, местный житель – смотреть в бинокль или целиться из ружья.
Рисунок — летняя тундра акварелью
Лето бывает даже в тундре. Причем красная пора года заставляет северный край покраснеть в буквальном смысле. Все дело в том, что с мая по июль луга тундры пестрят т.н. арктическим мхом и вереском.
Если этого мало, то вечерний закат быстро меняет положение дел в пользу пестроты. Кстати, зеленой флоры летом в тундре также хоть отбавляй – осока, голубика, мохнатая ива, различная хвоя.
Художнику остается только взяться за акварель:
- Сначала рисуется эскиз (желательно выбирать разноцветные пейзажи с горами, деревьями и закатом);
- Далее на палитре смешиваются базовые цвета для получения дюжины-другой оттенков (палитра должна быть пластиковой, т.к. деревянная модель впитывает акварель);
- Следующий этап – заполнение небосвода, горизонта, полей и гор светлыми оттенками;
- Далее надо нанести светлые оттенки зеленого цвета на деревья;
- Четыре фрагмента фона последовательно затеняются глубокими оттенками;
- Предыдущий пункт проделывается с деревьями;
- Пейзаж окончательно детализируется.
Если для нанесения фона используется круглая или овальная кисть диаметром более 8 мм, то прорисовывать первый тон на деревьях и кустарниках надо заостренными или веерными кистями диаметром 4, 5, 6 мм.
Детализация по умолчанию приветствует заостренные тонкие кисти диаметром 0,5, 1 и 2 мм. Они же используются для прорисовки героев тундры.
Рисунок — осенняя тундра акварелью (инструкция)
Краше летней тундры бывает только осенняя. Правда, она обходится без заката, поскольку к этому времени года буквально все низкорослые травы и кустарники краснеют.
Соответственно, тематические луга приходится украшать желтыми лиственными деревьями, «успокаивать» зеленой хвоей и «охлаждать» с помощью гор и небосвода:
- Первым делом рисунок делится на две части – для прорисовки лугов и небосвода;
- Далее выше линии горизонта рисуются рельефы гор;
- Луга делятся на холмы;
- Небесный купол дополняется облаками (осени характерен ребристый небосвод);
- На переднем краю или чуть дальше рисуется ель (если спереди расположен склон, то он дополняется камнями);
- Рядом с елью рисуются низкорослые и относительно высокие кустарники;
- Предложенные выше кустарники с учетом перспективы дублируются в двух-трех местах;
- Эскиз последовательно закрашивается, начиная от фона и заканчивая деталями.
Темные ветви оголенных кустарников детализируются в последнюю очередь. Это не так сложно, т.к. акварель практически впитывается в бумагу и не закрывает линии эскиза.
Следовательно, для прорисовки сюжета надо использовать нежирный простой карандаш – 2H или H.
Рисунок — зимняя тундра акварелью
Тематический пейзаж должен быть вечерним, чтобы сказочное небо компенсировало скучный снег. Впрочем, даже зимние поля могут очаровать, если они имеют разные оттенки белила и синего кобальта.
В некоторых сюжетах к этому «дуэту» приходится подключать розовый или изумрудный оттенок. Поэтому накануне прорисовки эскиза надо смешать на палитре несколько цветов.
Что касается техники рисования зимней тундры акварелью, то ее успешному исполнению способствуют:
- Грамотно подобранный сюжет, который демонстрирует магию неба, одну-три ели и живых персонажей;
- Предварительная зарисовка сюжета цветными карандашами на черновике;
- Использование минимального набора красок для получения пяти-восьми оттенков (этого кажется мало, но на самом деле каждый новый слой по умолчанию создает дополнительный оттенок);
- Последовательные переходы – от фона к деталям, от светлых оттенков к темным;
- Наличие сменной воды и множества дополнительных кистей для удобного и своевременного разукрашивания.
Идеальный размер черновика для работы цветными карандашами – формат А5. Для рисования зимней тундры акварелью лучше использовать лист А4, чтобы затенение и детализация не вызывали проблем с выбором нужных кистей и оттенков.