Как нарисовать дуб: пошаговое создание красивого рисунка дерева простым и цветным карандашом (мастер-класс для начинающих)
Дуб – король среди деревьев. Достигая высоты 20-50 метров, лесной великан становится только красивее и крепче. Поэтому древесина дуба в разы повышает стоимость натуральных мебельных изделий, окон и инструментов.
Но не каждый дровосек замахнется топором на дуб. Все дело в том, что возраст героя темы может запросто насчитывать несколько сотен лет. У тематического дерева немало поклонников и среди художников. Такого ветвистого гиганта хотя бы раз в жизни надо нарисовать на бумаге или холсте.
Рисуем простой дуб карандашом
Отсутствие знаний в изобразительном искусстве – не повод отказываться от рисования дуба. В простом исполнении он напоминает капусту брокколи или обыкновенный гриб.
Поэтому передать форму дуба не так уж сложно:
- Сначала на листе бумаги простым карандашом проводится слегка искривленная вертикальная линия длиной 3-4 см;
- Далее параллельно первой линии на расстоянии 3 см проводится аналогичная;
- Следующий этап – рисование рогатки сверху для создания двух тянущихся в разные стороны ветвей (необязательно, чтобы они были одинаковые);
- Далее рогатку надо размножить четырьмя или пятью ветвями, чтобы ствол получился раскидистым;
- Выше ветвей на разной высоте рисуются кудрявые «облака», которые в дальнейшем послужат зонами под листву;
- Подножье ствола зарисовывается корневищем, ненужные фрагменты стираются;
- При желании ствол и «облака» разукрашиваются коричневым и зеленым цветами.
Для разметки эскизных линий используется карандаш 2H или HB. Тень рисуется моделями HB и 2B. При использовании набора цветных карандашей также рекомендуется сочетать разные оттенки.
Выбор времени года
Дуб величав и красив в любое время года. Поэтому выбирать конкретную пору приходится, руководствуясь личным вкусом:
- Весной у лесного великана кора похожа на мох, а листва не такая пышная, как летом (поэтому через ветви можно заметить фон небосвода);
- Летом ствол дуба приобретает темно-асфальтовый цвет, а листва становится пышнее и ярче;
- Осенью король деревьев превращается в горящий факел – ствол темнеет, а листья желтеют;
- Зимой дуб теряет листву, что делает его черные ветви похожими на щупальца осьминога и водоросли.
Конечно, перечисленные приметы могут меняться в зависимости от времени суток и расположения непосредственно дуба. Бывает, что его кора отражает соседей и поэтому визуально покрывается зелеными пятнами.
Если дуб находится вдалеке, то мох на его коре незаметен – создается эффект темного ствола.
Рисуем реалистичный дуб карандашом
После прорисовки простым карандашом десятка мультипликационных дубов настает желание заняться реалистичной графикой.
Развитые глазомер и моторика рук позволяют:
- Утончено соблюдать сгибы во время прорисовки ветвей;
- Использовать короткие ветви с северной стороны, длинные – с южной;
- Рисовать тонкие кисти на концах разных ветвей;
- Вместо прорисовки одно- двухцветных «облаков» завершать кисти сотнями листьев;
- Дополнять ствол морщинистой корой;
- Накладывать тени.
Большое значение имеет фон. В художественной перспективе линия горизонта идет выше корневища на 1,5-3 см.
В упрощенном варианте место небосвода заполняется сотнями штрихов, направленных в одну сторону (этот прием часто встречается в портретах графикой). Усложненный фон приветствует детальную прорисовку и затирку (хотя в графике затирку выгодно использовать для создания облаков).
Рисунок дерево дуб красками
Если рисунок дуба простым карандашом удался на славу, то художнику стоит вселить в тематический сюжет свежий образ. Цветные пастельные карандаши неплохо передают реализм.
Однако они легко стираются и вообще проигрывают краскам по разным критериям (долговечность, глубина яркости и контраста):
- Акварель – разводится водой, что упрощает создание тональности разной сложности;
- Гуашь – аналог акварели, который на 20-30 минут дольше сохнет и в высохшем состоянии выглядит относительно дымчатым;
- Масло – разводится художественными разбавителями, благодаря разной плотности создает текстуру и реалистичный образ.
Масляные краски – выбор профессионалов и всех стремящихся к совершенству. Поэтому накануне масляной живописи рекомендуется научиться рисовать дуб акварелью и гуашью. Тем более что эти краски с финансовой точки зрения экономны.
Рисование дуба акварелью
Акварель сохнет на бумаге в течение одной минуты, поэтому для ее использования необходимо предварительно и тщательно нарисовать эскиз дуба карандашом.
При этом линии эскиза не должны быть жирными, чтобы через слой акварели их не было видно:
- Сначала необходимо представить будущий рисунок, окрас дуба в разных местах;
- Далее голубой, зеленый и коричневый цвета разводятся в воде и смешиваются с другими исполнениями, после чего полученные краски в жидком состоянии разливаются по пустым ячейкам палитры (должно получиться не менее пяти оттенков);
- Следующий этап – окрашивание будущего неба и поля двумя легкими (светлыми) слоями голубого и зеленого оттенков (для этого используется большая круглая или овальная кисть);
- Далее необходимо покрасить ствол и ветви самым светлым оттенком охры, кадмия или марса (на этом этапе используются средняя и маленькая кисти с острой рабочей основой диаметром 1-3 мм);
- Ветви точечно закрашиваются острой или веерной щетиной, смоченной в светлый зеленый тон;
- Фон прорисовывается дополнительными слоями, дуб – закрашивается темными оттенками.
Любой сюжет красками принято закрашивать сначала светлыми красками, далее – темными. Акварельная живопись – не исключение. При этом после использования конкретной краски, рабочую часть кистей рекомендуется тщательно вымывать, чтобы избежать грязи на рисунке.
Также необходимо постоянно менять воду. Для рисования дуба акварелью приветствуются мягкие кисти – «колонок» или «белка».
Рисование дуба гуашью
Техника рисования гуашью допускает медленное накладывание красок. Последние, будучи гуашевыми, создают плотный слой, который прекрасно покрывает линии карандаша и делает их незаметными.
Главное, чтобы кисти были синтетическими или свиными (из щетины – ушного волоса свиньи).
Тогда их рабочая часть выдержит длительный процесс:
- Сначала на палитре краски смешиваются друг с другом для создания множества оттенков согласно будущему пейзажу;
- Далее на акварельной бумаге или холсте (!) рисуется эскиз дуба;
- Следующий этап – закраска чистого фона и эскиза светлыми оттенками;
- Далее небосвод, поле и дуб детализируются с помощью более темных оттенков (начинать детализацию надо с небосвода, т.к. он самый светлый);
- Для максимальной реалистичности у дерева и поля прорисовываются тени.
Хотя гуашь принято наносить на акварельную бумагу, химический состав и плотность этой краски вполне подходит для художественного холста. Тем более что некоторые художники используют смешанную технику – гуашь и масло.
Рисование дуба масляными красками (пошагово)
Масло обходится в 3-6 раз дороже, чем акварель и гуашь. Все дело в том, что масляные краски сами по себе дороги и разводятся в специальном разбавителе или льняном масле.
Опытные мастера, которые знают правила сочетания цветов, ограничиваются четырьмя красками – синим кобальтом, желтой охрой, красным кадмием и титановыми белилами. Однако ограниченный набор порой дезориентирует новичков так же, как комплект с 24 красками.
Поэтому лучше останавливаться на золотой середине – 8-12 тюбиков:
- Первым делом на холсте рисуется эскиз пейзажа (причем вместо простого карандаша можно использовать кисть, смоченную в светло-коричневый или синий тон);
- Далее необходимо смешать на палитре дюжину-другую разных оттенков;
- Следующий этап – перенос светлых тонов на небосвод, поле и дерево;
- Далее прорисовывается небо (от светлых фрагментов к темным);
- После небосвода можно переходить к полю или дереву (главное – не работать в разных и отдаленных местах одновременно);
- Основные (накладные) слои поля и дуба размываются по объектам в разные стороны (не стоит спешить смешивать масло на палитре – расходный материал при помощи разных движений создает оригинальную текстуру и контраст);
- Пейзаж постепенно и аккуратно детализируется с помощью других темных оттенков.
Для детализации и накладывания теней рекомендуется использовать масляную краску с пометкой «лессирующая» (полупрозрачная). Базовые составы относятся к «укрывным».
Вообще масляные краски имеют хорошую плотность, поэтому их рисунки в готовом исполнении отличаются реалистичными штрихами. Чтобы добиться восторга, поклоннику масляной живописи достаточно нарисовать с близкого ракурса один ствол с корой.
Кстати, наносить и направлять тематическую краску можно с помощью мастихина в виде небольшой лопатки.
Яркость художественного масла гаснет по годам, что делает ее самой лучшей и долговечной в своем классе. Поэтому масляные пейзажи с дубом нередко живут дольше, чем сама муза.