Как нарисовать дуб: пошаговое создание красивого рисунка дерева простым и цветным карандашом (мастер-класс для начинающих)

Дуб – король среди деревьев. Достигая высоты 20-50 метров, лесной великан становится только красивее и крепче. Поэтому древесина дуба в разы повышает стоимость натуральных мебельных изделий, окон и инструментов.

Но не каждый дровосек замахнется топором на дуб. Все дело в том, что возраст героя темы может запросто насчитывать несколько сотен лет. У тематического дерева немало поклонников и среди художников. Такого ветвистого гиганта хотя бы раз в жизни надо нарисовать на бумаге или холсте.

Рисуем простой дуб карандашом

Отсутствие знаний в изобразительном искусстве – не повод отказываться от рисования дуба. В простом исполнении он напоминает капусту брокколи или обыкновенный гриб.

Поэтому передать форму дуба не так уж сложно:

  • Сначала на листе бумаги простым карандашом проводится слегка искривленная вертикальная линия длиной 3-4 см;
  • Далее параллельно первой линии на расстоянии 3 см проводится аналогичная;
  • Следующий этап – рисование рогатки сверху для создания двух тянущихся в разные стороны ветвей (необязательно, чтобы они были одинаковые);
  • Далее рогатку надо размножить четырьмя или пятью ветвями, чтобы ствол получился раскидистым;
  • Выше ветвей на разной высоте рисуются кудрявые «облака», которые в дальнейшем послужат зонами под листву;
  • Подножье ствола зарисовывается корневищем, ненужные фрагменты стираются;
  • При желании ствол и «облака» разукрашиваются коричневым и зеленым цветами.

Для разметки эскизных линий используется карандаш 2H или HB. Тень рисуется моделями HB и 2B. При использовании набора цветных карандашей также рекомендуется сочетать разные оттенки.

Выбор времени года

Дуб величав и красив в любое время года. Поэтому выбирать конкретную пору приходится, руководствуясь личным вкусом:

  • Весной у лесного великана кора похожа на мох, а листва не такая пышная, как летом (поэтому через ветви можно заметить фон небосвода);
  • Летом ствол дуба приобретает темно-асфальтовый цвет, а листва становится пышнее и ярче;
  • Осенью король деревьев превращается в горящий факел – ствол темнеет, а листья желтеют;
  • Зимой дуб теряет листву, что делает его черные ветви похожими на щупальца осьминога и водоросли.

Конечно, перечисленные приметы могут меняться в зависимости от времени суток и расположения непосредственно дуба. Бывает, что его кора отражает соседей и поэтому визуально покрывается зелеными пятнами.

Если дуб находится вдалеке, то мох на его коре незаметен – создается эффект темного ствола.

Рисуем реалистичный дуб карандашом

После прорисовки простым карандашом десятка мультипликационных дубов настает желание заняться реалистичной графикой.

Развитые глазомер и моторика рук позволяют:

  • Утончено соблюдать сгибы во время прорисовки ветвей;
  • Использовать короткие ветви с северной стороны, длинные – с южной;
  • Рисовать тонкие кисти на концах разных ветвей;
  • Вместо прорисовки одно- двухцветных «облаков» завершать кисти сотнями листьев;
  • Дополнять ствол морщинистой корой;
  • Накладывать тени.

Большое значение имеет фон. В художественной перспективе линия горизонта идет выше корневища на 1,5-3 см.

В упрощенном варианте место небосвода заполняется сотнями штрихов, направленных в одну сторону (этот прием часто встречается в портретах графикой). Усложненный фон приветствует детальную прорисовку и затирку (хотя в графике затирку выгодно использовать для создания облаков).

Рисунок дерево дуб красками

Если рисунок дуба простым карандашом удался на славу, то художнику стоит вселить в тематический сюжет свежий образ. Цветные пастельные карандаши неплохо передают реализм.

Однако они легко стираются и вообще проигрывают краскам по разным критериям (долговечность, глубина яркости и контраста):

  • Акварель – разводится водой, что упрощает создание тональности разной сложности;
  • Гуашь – аналог акварели, который на 20-30 минут дольше сохнет и в высохшем состоянии выглядит относительно дымчатым;
  • Масло – разводится художественными разбавителями, благодаря разной плотности создает текстуру и реалистичный образ.

Масляные краски – выбор профессионалов и всех стремящихся к совершенству. Поэтому накануне масляной живописи рекомендуется научиться рисовать дуб акварелью и гуашью. Тем более что эти краски с финансовой точки зрения экономны.

Рисование дуба акварелью

Акварель сохнет на бумаге в течение одной минуты, поэтому для ее использования необходимо предварительно и тщательно нарисовать эскиз дуба карандашом.

При этом линии эскиза не должны быть жирными, чтобы через слой акварели их не было видно:

  • Сначала необходимо представить будущий рисунок, окрас дуба в разных местах;
  • Далее голубой, зеленый и коричневый цвета разводятся в воде и смешиваются с другими исполнениями, после чего полученные краски в жидком состоянии разливаются по пустым ячейкам палитры (должно получиться не менее пяти оттенков);
  • Следующий этап – окрашивание будущего неба и поля двумя легкими (светлыми) слоями голубого и зеленого оттенков (для этого используется большая круглая или овальная кисть);
  • Далее необходимо покрасить ствол и ветви самым светлым оттенком охры, кадмия или марса (на этом этапе используются средняя и маленькая кисти с острой рабочей основой диаметром 1-3 мм);
  • Ветви точечно закрашиваются острой или веерной щетиной, смоченной в светлый зеленый тон;
  • Фон прорисовывается дополнительными слоями, дуб – закрашивается темными оттенками.

Любой сюжет красками принято закрашивать сначала светлыми красками, далее – темными. Акварельная живопись – не исключение. При этом после использования конкретной краски, рабочую часть кистей рекомендуется тщательно вымывать, чтобы избежать грязи на рисунке.

Также необходимо постоянно менять воду. Для рисования дуба акварелью приветствуются мягкие кисти – «колонок» или «белка».

Рисование дуба гуашью

Техника рисования гуашью допускает медленное накладывание красок. Последние, будучи гуашевыми, создают плотный слой, который прекрасно покрывает линии карандаша и делает их незаметными.

Главное, чтобы кисти были синтетическими или свиными (из щетины – ушного волоса свиньи).

Тогда их рабочая часть выдержит длительный процесс:

  • Сначала на палитре краски смешиваются друг с другом для создания множества оттенков согласно будущему пейзажу;
  • Далее на акварельной бумаге или холсте (!) рисуется эскиз дуба;
  • Следующий этап – закраска чистого фона и эскиза светлыми оттенками;
  • Далее небосвод, поле и дуб детализируются с помощью более темных оттенков (начинать детализацию надо с небосвода, т.к. он самый светлый);
  • Для максимальной реалистичности у дерева и поля прорисовываются тени.

Хотя гуашь принято наносить на акварельную бумагу, химический состав и плотность этой краски вполне подходит для художественного холста. Тем более что некоторые художники используют смешанную технику – гуашь и масло.

Рисование дуба масляными красками (пошагово)

Масло обходится в 3-6 раз дороже, чем акварель и гуашь. Все дело в том, что масляные краски сами по себе дороги и разводятся в специальном разбавителе или льняном масле.

Опытные мастера, которые знают правила сочетания цветов, ограничиваются четырьмя красками – синим кобальтом, желтой охрой, красным кадмием и титановыми белилами. Однако ограниченный набор порой дезориентирует новичков так же, как комплект с 24 красками.

Поэтому лучше останавливаться на золотой середине – 8-12 тюбиков:

  • Первым делом на холсте рисуется эскиз пейзажа (причем вместо простого карандаша можно использовать кисть, смоченную в светло-коричневый или синий тон);
  • Далее необходимо смешать на палитре дюжину-другую разных оттенков;
  • Следующий этап – перенос светлых тонов на небосвод, поле и дерево;
  • Далее прорисовывается небо (от светлых фрагментов к темным);
  • После небосвода можно переходить к полю или дереву (главное – не работать в разных и отдаленных местах одновременно);
  • Основные (накладные) слои поля и дуба размываются по объектам в разные стороны (не стоит спешить смешивать масло на палитре – расходный материал при помощи разных движений создает оригинальную текстуру и контраст);
  • Пейзаж постепенно и аккуратно детализируется с помощью других темных оттенков.

Для детализации и накладывания теней рекомендуется использовать масляную краску с пометкой «лессирующая» (полупрозрачная). Базовые составы относятся к «укрывным».

Вообще масляные краски имеют хорошую плотность, поэтому их рисунки в готовом исполнении отличаются реалистичными штрихами. Чтобы добиться восторга, поклоннику масляной живописи достаточно нарисовать с близкого ракурса один ствол с корой.

Кстати, наносить и направлять тематическую краску можно с помощью мастихина в виде небольшой лопатки.

Яркость художественного масла гаснет по годам, что делает ее самой лучшей и долговечной в своем классе. Поэтому масляные пейзажи с дубом нередко живут дольше, чем сама муза.

Фото идей, как нарисовать дуб