Как нарисовать берёзу карандашом и красками: гуашью, акварелью, маслом, акрилом, ребенку и взрослому за 10 шагов
Береза – аристократичное дерево. Черно-белая кора с яркой бирюзовой листвой не могут не вызвать восторг. Поэтому многие художники предпочитают рисовать чащу или лес с множеством берез. Впрочем, сюжет с одинокой березой также популярен.
Рисуем простую березу карандашом
Без знаний изобразительного искусства нарисовать березу красками очень сложно. Поэтому начинать осваивать образ благородного дерева необходимо с азов.
Простой карандаш HB и лист акварельной бумаги – прекрасные стартовые помощники в рисовании березы:
- Сначала пунктиром надо нарисовать изогнутую «рогатку»;
- Далее от двух верхних веток отводятся небольшие веточки, а подножье завершается травой в виде костра или короны;
- Следующий шаг – прорисовка кудрявых «облаков» выше ответвлений, а также рисование полуовальных пятен в стволе;
- После прорисовки идет раскрашивание всех фрагментов.
На первый взгляд, простая мультипликационная береза выглядит однообразно. Но если дополнить ее пятью такими же сестрами, то легкий сюжет превращается в пейзаж.
С небосводом и травой рисунок выглядит еще лучше. При рисовании соответствующего изобилия фрагментов у начинающего художника совершенствуются моторика рук и правильное восприятие плоскости.
Рисуем сложную березу карандашом
Это дерево можно назвать реалистичным в связи с использованием детализации и затенения. Но прежде чем рисовать героиню темы, необходимо рассмотреть ее форму.
Последняя в большинстве случаев представляет собой заостренный к верху овал. Снизу этот овал стоит на стволе, как мороженое эскимо.
Соответствующий силуэт можно нарисовать, чтобы позже использовать компоновку для соблюдения нужных пропорций веток и листвы:
- Чуть выше подножья чертится слегка искривленная горизонтальная линия, имитирующая горизонт;
- Верхняя часть акварельного листа заполняется двумя-тремя облаками разной формы;
- Внизу, где будет поле, намечаются две-три параллельные линии, идущие под небольшим наклоном;
- При желании от края листа до центра рисуется волнистая дорога;
- В стволе объекта прорисовываются пятна-глазки и кривые черточки, имитирующие поверхность коры;
- Внутри овала рисуются основные и второстепенные ветки (тематические фрагменты могут слегка выступать за грани заостренного овала);
- Концы веток закрашиваются черточками разных оттенков (в цветной графике используются оттенки зеленого цвета);
- Пятна и ствол закрашиваются жирными (B или 2B) белым и черным карандашами;
- Трава и небо прорисовываются с помощью бумажных оберток, которые предварительно зарисованы голубым и зеленым цветами (пальцем необходимо тереть обертку по поверхности листа);
- Далее разными карандашами прорисовываются тень и детали.
Оба края дерева должны быть темными. Для лучшего реализма от березы может исходить тень. Нередко в ходе детализации и затенения небосвода используется ластик.
Главное, чтобы бумага была акварельной. На ее поверхности есть рельефы, а сам материал имеет хорошую плотность.
Стилистика березы
Начинающему художнику при упоминании березы приходит на ум весенне-летний образ дерева.
Но не стоит забывать о других вариантах изображения березы:
- К осени героиня темы переодевается в золотой наряд;
- Зимой сотни ветвей березы покрываются снегом;
- Во время дождя ствол березы частично сливается с горизонтом;
- При ветре береза наклоняется и швыряется листьями.
Используя перечисленные образы, пейзаж приобретает определенное настроение, что всегда увеличивает ценность изобразительного сюжета. Поэтому во время рисования березы не стоит ограничиваться шаблонами.
Рисунок дерева береза красками
Сложнее всего рисовать березу красками, которые нельзя стереть ластиком.
С другой стороны, сами краски отличаются друг от друга:
- Акварель – разводится в чистой воде и очень быстро сохнет;
- Гуашь – приветствует воду в качестве разбавителя, сохнет в течение 15-30 минут;
- Масло – может разводиться в специальном художественном разбавителе или льняном масле, сохнет до одного месяца, благодаря яркости и рельефности создает реалистичный сюжет.
Графика карандашами может выглядеть лучше, чем живопись красками. Однако последние, особенно масло, невозможно стереть ластиком. Кроме того, гуашь и масло можно смело наносить на холст для живописи.
Береза акварелью
Наносить акварельную краску рекомендуется кисточками с мягким ворсом – «колонок» или «белка». Кистей должно быть несколько, чтобы быстро и удобно рисовать фон с разными деталями.
Оптимальный набор красок – 8 цветов, включая белила:
- Сначала на листе акварельной бумаги рисуется полноценный (детализированный) эскиз;
- Далее синий кобальт размешивается в воде и переносится на палитру в виде 3-5 оттенков;
- Самый светлый тон синего кобальта переносится на зону неба с помощью большой кисти диаметром 8 или 10 мм;
- Зеленая краска размешивается и переносится на зону поля по примеру синего кобальта (также получить зеленую гамму можно с помощью смешивания желтой охры и синего кобальта);
- Светлый зеленый тон переносится на участки будущей листвы;
- Небосвод и поле прорисовываются темными оттенками посредством кистей диаметром 4 и 5 мм;
- В ход идут белила, которые сначала размешиваются с сепией или индиго (соотношение 10:1) для получения 2-3 оттенков, а после – наносятся на ствол и ветви с помощью кистей диаметром 2 и 3 мм;
- Ствол завершается небольшими штрихами и глазками темных оттенков белила, для чего последние надо смешать с сепией или индиго в соотношении 6:1 или 4:1;
- Все фрагменты пейзажа детализируются самыми темными оттенками с помощью кистей диаметром 1 и 2 мм.
Рисовать акварелью приходится одновременно быстро и аккуратно, т.к. тематическая краска сохнет в течение одной минуты. Чтобы избежать образования грязных клякс, надо иметь под рукой множество дополнительных кистей, а также сменную воду.
Береза гуашью
Работать гуашью проще, чем акварелью: во-первых, такая краска сохнет около 20 минут; во-вторых, в высохшем состоянии она приобретает более светлый (туманный) вид, что на руку при рисовании березы:
- Сначала готовится цветовая палитра из трех-пяти цветовых исполнений и дюжины-другой оттенков;
- Далее на готовый эскиз большой кистью со свиной щетиной (!) наносятся три-пять фрагментов фона – небосвод, облака, поле, дорога, горизонт (работать надо от светлых цветов к темным);
- Следующий этап – прорисовка ствола и ветвей березы светлым оттенком белила (на этом этапе используются кисти 3, 4, 5 мм);
- Далее береза детализируется темными оттенками белила или смесью этой краски с сепией-индиго;
- После детализации березы можно переходить к рисованию зеленой массы – веерной или заостренной кистью на ветви наносятся светлые и темные тона зеленой краски;
- Пейзаж заканчивается детализацией небосвода, поля и остальных фрагментов фона.
Крупные округлые объекты вроде облака рекомендуется рисовать круглой кистью. Для прямых горизонтов и полей рекомендуется использовать кисть с контурной рабочей основой.
Береза маслом
Масляная краска наносится на холст, долго сохнет и в течение десятилетий не теряет яркость. Благодаря хорошей плотности она создает реалистичные рельефы на поверхности холста.
Поэтому во время рисования березы маслом приходится следить не только за глубиной цвета, но также за концентрацией наносимого состава:
- Первый шаг – классическая компоновка или эскиз пейзажа;
- Далее на палитру с помощью растворителя или льняного масла надо нанести необходимые цветовые исполнения, а после – смешать их в определенном соотношении для получения десятка оттенков;
- Самые светлые оттенки переносятся на фон для прорисовки небосвода, горизонта, травы;
- С помощью разных тонов белила необходимо нарисовать ствол (движения должны быть не только прямыми, но также слегка закругленными);
- Тонкой кисточкой ствол завершается множеством ветвей (на этом этапе используются не только белила, но также глубокие цвета небосвода);
- Фрагменты фона последовательно детализируются темными оттенками – сначала надо прорисовать небо, далее – дорогу и траву;
- Береза завершается листвой, которая прорисовывается веерной или средней кистью диаметром 3, 4, 5 мм.
Понятно, что в осеннем пейзаже зеленый цвет заменяется охрой. Зимой горизонт лучше делать фиолетовым или сизым. Соответствующий оттенок приобретает кора березы.
Неизменным остается главный инструмент – кисть с синтетической (!) рабочей основой, которая не разъедается разбавителем (хотя некоторые художники нередко используют вместо кисти мастихин).
При работе с масляным пейзажем рекомендуется каждые 50-60 минут отдыхать, чтобы давать нервной системе разгрузку, освежать легкие в буквальном смысле, оценивать перспективу сюжета.
Пейзаж с березой рисуется маслом в течение нескольких дней или одной недели. Поэтому не стоит спешить. Только опытным мастерам удается выполнить тематический сюжет за 4-10 часов.